Главная » Когда нужен логопед?
Когда нужен логопед?
Когда следует обращаться за помощью к логопеду.
Несомненно, каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос гармонично развитым – был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил, был успешным. Как помочь малышу? Что сделать, чтобы его жизнь сложилась удачно и счастливо?
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка, его успешного обучения в школе, позитивного общения со сверстниками.
Конечно забавно, когда малыш с серьезным видом декламирует: «Улонили миску на пол, отолвали миске лапу». Но когда эту же фразу произносит 6-7 -летний ребенок, становится не до смеха, особенно родителям. Ведь они были уверены, что эти проблемы с возрастом просто «уйдут», и помощь логопеда не понадобиться. Но, увы...
Когда же следует обратиться к логопеду-дефектологу, в каком возрасте? В настоящее время считается, что первый визит к логопеду необходимо сделать в 2-3 года. Ведь родители не всегда правильно могут оценить речевое развитие своего ребёнка. Даже когда речь развита, на ваш взгляд, хорошо, стоит посетить вместе с малышом специалиста. Лишним это точно не будет! Чем раньше проконсультироваться с логопедом о том, нужны ли ребенку специальные занятия, тем проще решить проблемы, если они есть. Ведь задержки речевого развития после трех лет могут пагубно воздействовать на способность ребенка читать, писать и даже думать.
Что должно заставить родителей маленьких детей насторожиться и задуматься о поиске грамотного логопеда?
Сигналы опасности:
до 4 месяцев. Ребенок не реагирует, когда вы обращаетесь к нему.
4-6 месяцев. Не реагирует на перемену интонации, не оборачивается на звук колокольчика, погремушки. Не употребляет в своем лепете звуков п, б, м.
от 6 месяцев до года. Не реагирует на часто произносимые родителями слова, не оборачивается, когда его окликают, не подражает звукам взрослой речи, привлекает внимание родителей только плачем.
от 1 года до 2 лет. Не может показать изображение на картинке (Где лисичка?), не понимает простейших вопросов. К году ребенок должен уметь произносить не менее восьми слов.
от 2 до 3 лет. Не может выполнить последовательно две команды (Возьми мячик и принеси его мне). К 3 годам должны появиться фразы. Если ребенок по-прежнему говорит «односложно», - это тоже должно насторожить. Фразы должны состоять хотя бы из двух-трёх слов.
от 3 до 4 лет. Не отвечает на простейшие вопросы кто?, что? и где?. Его не понимают посторонние, он использует фразы, из трёх-четырёх слов, неправильно произносит большую часть звуков. В таких случаях рекомендованы занятия с логопедом.
Помощь логопеда иногда нужна и школьникам. Если вполне сообразительный и подготовленный ребёнок делает при письме много ошибок и ошибки эти носят стойкий характер, повторяются из работы в работу, нужно обратить на это особое внимание. Ошибки бывают орфографические, относящиеся исключительно к правилам русского языка, а бывают специфические – логопедические.
К логопедическим ошибкам относятся:
- пропуски, смешения, перестановки, написание лишних букв, слогов, слов;
- слитное написание слов, раздельное написание частей слова;
- неправильная расстановка знаков препинания, обозначающих границы предложения. Например, ребёнок регулярно забывает ставить точку.
Если у вашего ребенка есть названные проблемы, занятия с логопедом не будут лишними, и даже помогут в дальнейшем избежать серьезных неприятностей. Ведь учителя будут снижать оценки, делать замечания. Вряд ли это будет способствовать повышению самоуважения у вашего ребенка, а так же росту его авторитета у сверстников. Да и родители от плохой успеваемости сына или дочки страдают не меньше.
Допустим, вы решили, что ребенка нужно показать логопеду. Возникает второй вопрос: куда именно следует обращаться?
Можно сходить в районную поликлинику. В зависимости от сложности конкретной проблемы, логопед либо даст необходимые рекомендации, либо запишет вашего ребенка на занятия. Дошкольников если сочтет нужным, направит в логопедический детский сад.
Родителям школьников, необходимо выяснить есть ли логопедический кабинет в их школе, возможно им не придется далеко ходить.
Кроме того, в городе есть достаточно много частных специалистов. Когда занятия уже начались, не стоит пренебрегать рекомендациями логопеда. Обязательно выполняйте с ребенком все домашние задания. Не думайте, что логопед все исправит сам, без вашего участия. Приготовьтесь к долгой кропотливой работе.
Удачи и успехов вам, дорогие родители!
Логопед в Туле Краснятова О.Б.
Записаться на прием